Различные пробники и индикаторы, несмотря на известную погрешность
получаемой с их помощью информации, в большом ходу у автомобилистов. Оно
и понятно — ведь эти приборы дешевы и доступны для самостоятельного
изготовления. К тому же пользование ими не требует особой подготовки, да
и точные измерения, как показывает практика, бывают необходимы крайне
редко.
Этот простой пробник—индикатор напряжения постоянного тока
предназначен для поиска неисправностей электрооборудования и визуального
контроля напряжения бортовой сети автомобиля. Прибор позволяет
проверять работоспособность генератора, стабилизатора напряжения,
аккумуляторной батареи, оценивать степень натяжения ремня привода
генератора автотранспортного средства.
Напряжение сети и работоспособность электрооборудования определяют по
работе светодиодов зеленого и красного свечения, установленных в
пробнике. Его схема изображена на рис. 1. Резисторы R2 и R5 подобраны так, что при напряжении питания 14 В
напряжение в точке А меньше, чем на стабилитроне VD1 на 1,5 В, и
"зеленый" светодиод HL1 светит с половинной яркостью. Напряжение в точке
Б превышает напряжение на стабилитроне VD1 на 1.5 В, и яркость
"красного" светодиода HL2 тоже равна половине номинальной. Оба
светодиода светят так при напряжении питания в пределах 14±0,5 В, что
соответствует номинальному режиму бортовой сети автомобилей "Жигули".
Если напряжение в сети увеличилось до 14,6 В, напряжение в точках А и
Б соответственно увеличивается по сравнению с напряжением на
стабилитроне VD1, что приводит к увеличению яркости свечения светодиода
HL2 и погасанию HL1. В случае уменьшения напряжения в сети до 13,4 В
светодиод HL1, наоборот, светит ярче, a HL2 гаснет.
Таким образом, по цвету и яркости свечения светодиодов можно судить о
напряжении сети с довольно большой точностью. Относительный недостаток
этого индикатора — некоторая сложность его налаживания из-за того, что
изменение сопротивления одного из подборочных резисторов приводит к
изменению яркости свечения одновременно обоих светодиодов.
Для налаживания пробника на него подают напряжение 14В. Если при этом
напряжение на стабилитроне VD1 равно 5,6 В, подборкой резистора R2
устанавливают напряжение в точке А равным 4,1 В и контролируют включение
светодиода HL1. Затем подбирают резистор R5 до напряжения 7,1 В в точке
Б и контролируют включение светодиода HL2. Изменяют напряжение питания
до 13,4 В, контролируют погасание светодиода HL2. При напряжении 14,6 В
должен погаснуть светодиод HL1.
Резисторы в пробнике могут быть любого типа мощностью 0,125 Вт.
Стабилитрон лучше применить миниатюрный — КС156П КС409А, 2С156Б. Конструктивно пробник смонтирован на узкой печатной плате с
последующей заливкой эпоксидным компаундом в разборной цилиндрической
форме. Чертеж платы показан на рис. 2. Она изготовлена из
фольгированного стеклотекстолита толщиной 1 мм; штриховкой на рисунке
показаны участки фольги. Вывод "+Unm" выполняют в виде
жесткого заостренного щупа, а вывод "Общ." — гибкого проводника с
зажимом "крокодил" на конце.
После отвердевания компаунда его излишки удаляют напильником. При
таком исполнении пробника дополнительный корпус ему не требуется.
Источник: http://cxem.net/avto/electronics/4-58.php |
Категория: Автолюбителям | Добавлен: 10.03.2010
| Автор: В. ДОБРОЛЮБОВ г. Королев
| Просмотров: 2655
|