Вход

   Звукотехника

   Источники питания

   Измерительная техника

   Автолюбителям

   Радио-начинающим

   Электроника в быту

   Радио и связь

   Примочки для ПК

   Шпионские штучки

   Микроконтроллеры

   Об Arduino

   Проекты на Arduino

   Учебники и статьи

   Софт для Arduino

   ЛИТЕРАТУРА

     Справочники

     Начинающим

     Книги

   СОФТ

     Полезный софт

   ЖУРНАЛЫ

     Радио

     Радиоаматор

   ДОКУМЕНТАЦИЯ

     Справочный листок

Главная » Статьи » СХЕМЫ » Автолюбителям

Сигнализатор ручного тормоза

Предлагаемое устройство предназначено для подачи прерывистого звукового и светового сигнала водителю при трогании автомобиля с включенным ручным тормозом. Схема его подключения показана на примере автомобиля "Москвич-2140”, но может быть выполнена на других моделях автомашин.

Оповещение водителя о нарушении герметичности гидросистемы тормозных механизмов колес и включении ручного тормоза автомобиля "Москвич-2140” производится с помощью одной сигнальной лампы, установленной на панели приборов. При включении ручного тормоза лампа загорается постоянным светом, что не всегда привлекает внимание водителя в отличие от мигающего, и зачастую даже опытные водители забывают выключить ручной тормоз при трогании и движении автомобиля. Это вызывает повышенный износ тормозных накладок, дополнительную нагрузку на двигатель и нарушение регулировки системы привода ручного тормоза.
Устройство, схема которого показана на рисунке, состоит из звукового генератора, собранного на транзисторах VT1, VT2, мультивибратора на транзисторах VT3, VT4 (обмотка реле К.1 включена в цепь коллектора VT3); дополнительного выключателя SB2 и штатных элементов электрооборудования—ключа зажигания SA1, датчика SP герметичности гидропривода тормозов, выключателя SB1 сигнальной лампы ручного тормоза и сигнальной лампы HL.
Выключатель SB2 установлен под педалью сцепления по аналогии с выключателем стоп-сигнала педали ножного тормоза. При нажатии на педаль сцепления контакты выключателя SB2 замыкаются, при отпускании — размыкаются.

  • Работает устройство следующим образом. При включенном замке зажигания SA1 напряжение питания +12 В подается на лампу HL и клемму 5 устройства. Замыканием контактов выключателя SB1 (ручной тормоз включен) мультивибратор и сигнальная лампа подключаются к отрицательной шине питания по цепи: минус 12 В, замкнутые контакты выключателя SB1, клемма 4 устройства, нормально замкнутые контакты К1.1, выключатель SB2 и через диод VD1 на лампу HL. Мультивибратор начинает работать.
  • Включаясь с частотой 1...2 Гц, реле К1 своим нормально замкнутым контактом К1.1 коммутирует цепь питания лампы, а при замкнутых контактах выключателя SB2 (педаль сцепления нажата) — и цепь питания звукового генератора.
  • Лампа и генератор "выдают” прерывистый световой и звуковой сигнал соответственно. При размыкании контактов выключателя SB1 (ручной тормоз выключен) лампа и мультивибратор обесточиваются.
  • При срабатывании выключателя SP (нарушена герметичность гидропривода) сигнальная лампа будет излучать постоянный свет как и обычно при данной неисправности. Индикация же включенного состояния ручного тормоза при нажатой педали сцепления будет прежней — прерывистый звуковой сигнал. Это достигается разделением цепи выключателя SP и отрицательной шины питания устройства встречно включенным диодом VD1, т. е. минус 12 В может подводиться к устройству только через клемму 4 и замыкание контактов выключателя SP не влияет на работу устройства.

В табл. 1 показаны состояния индикаторов при действиях водителя ручным тормозом (переключатель SB1) и педалью сцепления (переключатель SB2) при трогании и движении автомобиля с нормальной и нарушенной герметичностью гидропривода тормозов.
Устройство подключается клеммами 1, 2 к выключателю SB2 педали сцепления, клеммой 3 — к освободившемуся от проводника (а) контакту выключателя SP (см. рис. 2). Отключенный проводник (а) выключателя SB1 подсоединяется к клемме 4, клемма 5 — к шине питания +12 В.

Таблица 1

 

Ситуация

световая индикация HL

звуковая индикация HA

1 Питание отключено

0

0

 

Нормальная герметичность гидропривода тормозов

   
2 Ручной тормоз включен, стоянка автомобиля

Х

0

3 Троганне и движение автомобиля с выключенным ручным тормозом

0

0

4 Трогание автомобиля с включенным ручным тормозом

Х

Х

5 Движение автомобиля с включенным ручным тормозом

Х

0

 

Нарушение герметичности гидропривода тормоза

   
6 Ручной тормоз включен (выключен), стоянка автомобиля

+

0

7 Трогание и движение автомобиля с выключенным ручным тормозом

+

0

8 Трогание автомобиля с включенным ручным тормозом

+

Х

9 Движение автомобиля с включенным ручным тормозом

+

0

Примечание: 0 - индикация отсутствует; Х - индикация прерывистая; + индикация постоянная.

В устройстве использованы транзисторы МП25 со статическим коэффициентом передачи тока 20...35, конденсаторы — C1, C2 — МБМ, СЗ — К50-6, резисторы МЛТ, реле РЭС-15 (паспорт РС4.591.003.П2), звуковой излучатель—капсуль ДЭМШ-1А, выключатель SB2—микропереключатель МП-1 с соответствующими элементами крепления.

  • Вместо указанных можно применить транзисторы МП26, МП39, МП40 с коэффициентом передачи тока не менее 20, диоды Д7А, Д226 и Д220, Д9Ж, Е, реле любого типа на ток срабатывания не более 30...50 мА и напряжение питания 12 В.
  • Правильно собранное и подключенное устройство в настройке не нуждается. Все его элементы расположены на печатной плате и помещены в металлический корпус.
  • Монтаж и взаимное расположение полупроводниковых элементов некритичны. Габариты зависят в основном от типа применяемого реле и звукового излучателя.

Длительная эксплуатация устройства показала его надежность, удобство и необходимость.





Источник: http://cxem.net/avto/electronics/4-48.php | Категория: Автолюбителям | Добавлен: 10.03.2010 | Просмотров: 2249

Проверка тИЦ и PR
Яндекс.Метрика

РадиоГИД © 2010-2016 Обратная связь Сайты-партнеры
Бесплатный хостинг uCoz