Вход

   Звукотехника

   Источники питания

   Измерительная техника

   Автолюбителям

   Радио-начинающим

   Электроника в быту

   Радио и связь

   Примочки для ПК

   Шпионские штучки

   Микроконтроллеры

   Об Arduino

   Проекты на Arduino

   Учебники и статьи

   Софт для Arduino

   ЛИТЕРАТУРА

     Справочники

     Начинающим

     Книги

   СОФТ

     Полезный софт

   ЖУРНАЛЫ

     Радио

     Радиоаматор

   ДОКУМЕНТАЦИЯ

     Справочный листок

Главная » Статьи » СХЕМЫ » Радио-начинающим

Игра "Фантики" (с печатной платой)

В 80-х годах прошлого века, когда еще не было фишек "Читос", "Лейз" и им подобных, среди школьников была популярна игра в фантики. Фантик — это обертка от конфеты, свернутая в треугольник. Ладонью, с лежащим на ней фантиком, игроки по очереди ударяют снизу по краю подоконника : или стола и вбрасывают свои фантики на игровое поле. Задача игрока — накрыть своим фантиком фантик соперника и забрать его себе.

Предлагаемое устройство имитирует описанную выше игру, добавляя в нее, помимо ловкости, меткости, еще и тренировку устного счета. Основу игры составляет фото­датчик — "электронный фан­тик", который состоит из платы с установленными по углам и в центре фоточувстви­тельными             элементами (рис. 1). Игроки по очереди пытаются закрыть его бумаж­ными треугольниками. В зависимости от числа закрытых фоточув­ствительных элементов фотодатчика на светодиодном табло включаются свето- диоды, обозначающие число набран­ных очков. В игре побеждает тот, кто за некоторое число попыток набирает больше баллов.

Схема устройства показана на рис. 2. Оно состоит из четырех усилителей на транзисторах VT2, VT4, VT6, VT8, которы­ми управляют фототранзисторы VT1, VT3, VT5 и VT7 соответственно. Нагруз­кой первых трех усилителей служат светодиоды HL1— HL3 с токоограничивающими резисторами R2, R4, R6, а нагрузкой четвертого — светодиоды HL4—HL6 также с токоограничивающими резисторами R8— R10. Для примера рассмотрим работу усилителя на транзи­сторе VT2. В исходном состоя­нии на фототранзистор VT1 падает свет от внешнего источника и напряжение на коллекторе не превышает 0,5 В, поэтому транзистор VT2 закрыт и светодиод HL1 не све­тит. Если на этот фототранзи­стор упадет фантик, поток света будет перекрыт, ток кол­лектора уменьшится, а напря­жение на коллекторе увеличит­ся. Транзистор VT2 откроется, и светодиод HL1 загорится.

Фототранзисторы VT1, VT3, VT5 расположены по углам "электронного фантика", по­этому при накрытии каждого из них бумажным фантиком загора­ется по одному све- тодиоду, т. е. игра­ющий получает од­но очко. Если будет закрыт фототран­зистор VT7, раз­мещенный в се­редине "электрон­ного фантика", то загорятся три све­тодиода, а игра­ющий получит три очка. Чем больше фототранзисторов затеняется или чем точнее упадет бу­мажный фантик, тем большее число светодиодов светит.

В устройстве применены резисторы МЛТ, С2-23, транзисторы КТ315В заме­нимы на транзисторы серии КТ3102 с любым буквенным индексом, фото­транзисторы использованы сдвоенные от компьютерных мышей. Светочувст­вительная сторона — гладкая без вы­ступа, центральный вывод — коллектор, а два крайних — эмиттеры (можно использовать любой из них). Также при­менимы фототранзисторы ФТ-1к или цилиндрические с двумя выводами фототранзисторы в прозрачных корпу­сах от пятидюймовых компьютерных дисководов. Светодиоды — любые, выключатель питания — П2К.

Все детали, кроме батареи и выключа­теля, размещены на двух печатных платах из односторонне фольгированного стек­лотекстолита толщиной 1...1,5 мм. На одной из них (рис. 3) монтируют фото­транзисторы, а на другой (рис. 4) — остальные детали. Платы соединены между собой жгутом из монтажных про­водов. Питают устройство от батарей "Крона", "Корунд", 6F22, оно сохраняет работоспособность при снижении на­пряжения до 3 В, если применены све­тодиоды красного цвета свечения, или до 4 В при использовании светодиодов зеленого или желтого цвета свечения.

Плату со светодиодами устанавли­вают внутри коробки подходящего раз­мера. В ней располагают батарею, на боковой стенке устанавливают выклю­чатель питания и закрывают крышкой, например, из прозрачного или матово­го оргстекла. В качестве основания игрового поля использована фанера, по ее краям закрепляют рейки толщиной чуть больше высоты платы с фототран­зисторами. К рейкам крепят оргстекло таким образом, чтобы "электронный фантик" можно было свободно переме­щать под ним. Вид игры с изображе­нием техники броска фантика пред­ставлен на рис. 5. Фантики можно изготовить из цветного картона. В каче­стве источника света в игре использо­вана настольная лампа мощностью 100 Вт, расположенная на высоте 50...100 см над игровым полем.


| Категория: Радио-начинающим | Добавлен: 26.07.2010 | Автор: Д. МАМИЧЕВ. Радио. 2008. №3. | Просмотров: 2590

Проверка тИЦ и PR
Яндекс.Метрика

РадиоГИД © 2010-2016 Обратная связь Сайты-партнеры
Бесплатный хостинг uCoz