Вход

   Звукотехника

   Источники питания

   Измерительная техника

   Автолюбителям

   Радио-начинающим

   Электроника в быту

   Радио и связь

   Примочки для ПК

   Шпионские штучки

   Микроконтроллеры

   Об Arduino

   Проекты на Arduino

   Учебники и статьи

   Софт для Arduino

   ЛИТЕРАТУРА

     Справочники

     Начинающим

     Книги

   СОФТ

     Полезный софт

   ЖУРНАЛЫ

     Радио

     Радиоаматор

   ДОКУМЕНТАЦИЯ

     Справочный листок

Главная » Статьи » СХЕМЫ » Радио-начинающим

Игрушка-сувенир "Теннис" (с печатной платой)

с Предлагаемая вниманию читателей конструкция представ­ляет собой светодиодно-механический имитатор игры двух мышат в настольный теннис. Эта игрушка может стать хорошим подарком.

Внешний вид конструкции показан на рис. 1. Игрушечные мышата поочередно "ударяют" ракетками по  "мячу", который с различной скоростью перемещается между ними по игрово­му полю. Устав, мышата периодически отдыхают, а через некоторое время во­зобновляют игру.

 

Схема устройства показана на рис. 2. Переключение светодиодов HL1—HL7 имитирует движение мяча, а реле К1, К2 — механическое движение картон­ных фигурок игроков. Узел на микро­схемах DD1—DD3 управляет их рабо­той. На микросхеме DD1 собран гене­ратор импульсов, частоту следования которых задают конденсатор С1 и рези­сторы R1, R2. Триггеры счетчика этой микросхемы последовательно делят частоту импульсов генератора на два. В результате на выходах 23, 24, 25 (соот­ветствующие выводы 7, 5, 4) появляют­ся импульсы, частоты следования кото­рых относятся как 4:2:1, именно они и задают скорость переключения свето­диодов и, соответственно, скорость движения мяча.

 

Мультиплексор DD2 коммутирует эти импульсы, подавая их поочередно на вход десятичного счетчика DD3, вследствие чего происходит смена темпа игры. Перебор адресных кодов мультиплексора также осуществляет счетчик DD1 импульсами с выходов 2" и 213 (выводы 1 и 3). Кроме того, им­пульсы с выхода 212 (вывод 2) счетчика DD1 через диод VD1 поступают на вход обнуления счетчика DD3, блокируя тем самым его работу — так формируются паузы во время игры. С каждым импуль­сом, приходящим на вход CN счетчика DD3, на его выходах последовательно появляется высокий уровень. Когда высокий уровень устанавливается на выходе 8 (вывод 9), через диод VD2 он поступает на вход R (вывод 15) счетчика DD3 и обнуляет его. Затем цикл повто­ряется.

Светодиоды HL1— HL7 расположены на плате так, что "световой мяч" дви­жется по замкнутой линии в виде "вось­мерки", проходя "над сеткой" дважды за один цикл. Светодиод HL7, символи­зирующий мяч над сеткой, зажигается два раза, поскольку он подключен к двум выходам счетчика через развязы­вающие диоды VD4, VD5. Транзисторы VT1, VT2 коммутируют соответственно обмотки реле К1 и К2. Когда транзистор открывается, через об­мотку реле начинает протекать ток, якорь, притягиваясь к магнитопроводу, застав­ляет фигурку отклоняться, имитируя с характерным щелчком удар по мячу. Последовательно включенный ста­билитрон VD3 понижает напряжение питания микросхем до допустимого значения 15 В.

 

Устройство собрано на трех платах из фольгированного с одной стороны стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Индикатор смонтирован на двух платах (рис. 3, 4), соединенных под прямым углом с помощью проволочных пере­мычек, которые впаивают в соответ­ствующие отверстия А, Б и В. К плате, на которой установлены светодиоды (см. рис. 3), над резисторами приклеи­вают отрезок Т-образного профиля из пластмассы (см. рис. 1), символизи­рующий теннисный стол с сеткой. Светодиоды должны быть расположе­ны на расстоянии примерно 20 мм от платы, их припаивают к плате на всю длину выводов.

 

У реле РЭС9 (паспорт РС4.524.201 или исполнение РС4.529.029-01, со­противление обмотки 450...550 Ом) снимают корпусы и удаляют контакт­ные группы вместе с выводами. Остав­шимися выводами обмоток реле впаи­вают в плату (рис. 4). Из мягкой сталь­ной проволоки диаметром 0,6... 1 мм изготавливают держатели фигурок 3 (рис. 5), концы которых изгибают в виде "змеек" 2 для лучшего скрепления элементов. Подготовленные детали соединяют с помощью клея "Момент" или "Монолит" согласно рис. 5. Высоту фигурок 1 лучше выбрать в пределах 5...8 см, а зазор между якорем 4 и маг нитопроводом 5 реле установить рав­ным 0,7...1 мм.

Большую часть элементов узла уп­равления монтируют на плате, чертеж которой показан на рис. 6. Платы ин­дикатора соединяют с платой управле­ния жгутом из одиннадцати проводов. Питают устройство от двух батарей "Крона", "Корунд" или их импортных аналогов, соединенных последователь­но. Импульсный потребляемый ток не превышает 40 мА.

 

Платы и батареи питания закрепляют на основании, изготовленном из изоля­ционного материала. Всю конструкцию помещают в корпус, представляющий собой прозрачный параллелепипед, который собран из отрезков органиче­ского стекла, соединенных прозрачной липкой лентой — скотчем. Одну из боко­вых стенок корпуса прикрепляют поло­ской скотча только в верхней части — получается некоторое подобие дверцы. Внутреннее пространство корпуса раз­деляют на две части перегородкой из цветной пластмассы (пластина синего цвета на рис. 1), отгораживая платы индикатора. В этой перегородке необ­ходимо предусмотреть отверстие для соединительного жгута.

 

В устройстве можно применить постоянные резисторы МЯТ, любые подстроенный резистор и керамиче­ский конденсатор, транзисторы серии КТ315, диоды серий Д220, КД521, КД522, светодиоды серии АЛ307 или их аналоги, в том числе и импортные. При правильном монтаже и исправных дета­лях устройство начинает работать сразу. Подстроечным резистором R1 устанавливают желаемую скорость игры.




| Категория: Радио-начинающим | Добавлен: 23.07.2010 | Автор: Д. Мамичев. Радио. 2009. №3. | Просмотров: 1637

Проверка тИЦ и PR
Яндекс.Метрика

РадиоГИД © 2010-2016 Обратная связь Сайты-партнеры
Бесплатный хостинг uCoz