Устройство, предложенное автором,
позволяет реализовать ряд игр, развивающих логическое мышление, координацию движений
и быстроту реакции, память и внимание. Его основу составляют группы
светодиодов, образующие два семиэлементных индикатора.
Схема
игрового устройства показана на рис. 1. На логических элементах DD1.1, DD1.2 собран генератор прямоугольных
импульсов, частоту которого можно регулировать переменным резистором R1. Выключателем SA1 управляется работа генератора, при
замыкании его контактов генератор не работает. Микросхема DD2 — двоично-десятичный счетчик с дешифратором
для управления семиэлемент- ным светодиодным индикатором. На светодиодах HL1—HL7 выполнен первый индикатор, который
соединен с выходами счетчика-дешифратора DD2 через токоограничивающие резисторы R5—R11. Второй семиэлементный индикатор
собран на светодиодах HL8—
HL14 и соединен с первым с помощью
проводов, вилок ХР1—ХР7 и розеток XS1 —XS7. Если соединение выполнено так, как
показано на схеме, показания индикаторов будут одинаковыми. Кнопка SB1 "Сброс" предназначена для
обнуления счетчика-дешифратора DD2. |
Все детали, кроме переменного резистора R1 и вилок ХР1—ХР7, монтируют на
печатной плате из односторонне фольгированного стеклотекстолита толщиной
1...1,5 мм, чертеж которой показан на рис. 2. Постоянные резисторы — МЛТ, С2-23, переменный —
СП-1, СП4-1, конденсаторы С1, С2 — импортные. Микросхема К176ЛА7 заменима на
К176ЛЕ5. Помимо указанных на схеме, можно применить и другие светодиоды в
пластмассовом корпусе диаметром 5 мм, например, АЛ307БМ, КИПД21А-К. Их
обтачивают напильником или надфилем для придания прямоугольной формы, после
чего боковые поверхности закрашивают черной нитроэмалью или маркером. Но можно
применить светодиоды с прямоугольной формой излучающей поверхности, например
КИПМ01А-1К. Вилки ХР1—ХР7 соединяют с платой отрезками гибкого изолированного
провода длиной 70. ..100 мм. Питают устройство от батарей "Крона",
"Корунд", 6F22, двух последовательно соединенных
батарей 3R12G, шести гальванических элементов
типоразмера АА или AAA
или сетевого
источника питания с напряжением 9 В. Потребляемый ток не превышает 30...35
мА.
Внешний вид смонтированной платы показан на рис. 3, ее размещают
в пластмассовом корпусе. На лицевой панели крепят переменный резистор,
выключатель SA1, вырезают окно для индикаторов,
которое закрывают прозрачным оргстеклом, а также отверстия для толкателя
кнопки SB1, розеток XS1—XS7 и проводов с вилками ХР1—ХР7.
С помощью
предлагаемого устройства можно реализовать ряд игр. В исходном состоянии вилки
ХР1— ХР7 вставлены в розетки XS1—XS7 случайным образом, движок резистора
R1 установлен в среднее положение, генератор
включен.
"Перепутаница". После
подачи питающего напряжения происходит последовательная смена цифр от 0 до 9 на
первом индикаторе, частоту которой изменяют резистором R1. Задача игрока — попарно меняя места
подключения вилок, добиться одинаковых показаний индикаторов для всех цифр.
По мере приобретения опыта частоту смены цифр увеличивают. Задачу можно
усложнить, если на втором индикаторе устанавливать зеркальное отображение.
"Угадай цифру" В этой игре
показания второго индикатора во внимание не принимают. После подачи питающего
напряжения, как и в предыдущей игре, происходит последовательная смена цифр.
Задача игрока — загадать цифру и затем выключить генератор. На первом
индикаторе высветится случайная цифра, и играющий определяет, угадал он ее или
нет. Сложность задачи увеличивается по мере увеличения частоты смены цифр.
Для ее упрощения можно использовать
"подсказку". При этом часть вилок в розетки не вставляют, и после
выключения генератора на первом индикаторе могут светить некоторые сегменты,
по которым угадать цифру легче. Чтобы проверить гипотезу, необходимо вставить
неподключенные вилки, и на первом индикаторе высветится выпавшая цифра.
"Числа и слоги". После
выключения генератора на первом индикаторе высветится какая-то цифра. Задача
игрока — меняя подключение вилок и их количество, установить на двух индикаторах
различные двузначные числа или слоги. Выигрывает тот, кто за определенный
интервал времени установит как можно больше чисел или слогов.
|
Категория: Радио-начинающим | Добавлен: 26.07.2010
| Автор: Д. МАМИЧЕВ. Радио. 2008. №.1.
| Просмотров: 3265
|