Вход

   Звукотехника

   Источники питания

   Измерительная техника

   Автолюбителям

   Радио-начинающим

   Электроника в быту

   Радио и связь

   Примочки для ПК

   Шпионские штучки

   Микроконтроллеры

   Об Arduino

   Проекты на Arduino

   Учебники и статьи

   Софт для Arduino

   ЛИТЕРАТУРА

     Справочники

     Начинающим

     Книги

   СОФТ

     Полезный софт

   ЖУРНАЛЫ

     Радио

     Радиоаматор

   ДОКУМЕНТАЦИЯ

     Справочный листок

Главная » Статьи » СХЕМЫ » Звукотехника

Ламповый двухтактный усилитель с нетрадиционным питанием

Для питания современных ламповых усилителей чаще всего применяют кенотронные выпрямители напряжения. Их основное преимущество перед полупроводниковыми - задержка подачи анодного напряжения. Однако этой задержки можно добиться и при помощи источника тока, например, на полевом транзисторе. Он же может служить ставшим популярным в последнее время "электронным дросселем". Тем не менее, это устройство не может в полной мере заменить полноценный, "медно-желез-ный" дроссель. Соотнеся эти факты, мне пришла в голову идея создания лампового усилителя с не совсем стандартным блоком питания. В качестве входной лампы применен двойной триод 6Н9С. Он дал наиболее естественный, живой звук из ряда ламп: 6Н1П, 6Н2П, 6Н23П, ЕСС83, 6Н8С, 6Н9С. 6Н8С по звуку оказалась очень похожа на 6Н1П, звук оказался слегка завуалированным, мутноватым. ЕСС83 похожа на 6Н23П, недаром их любят современные аудиоинженеры (особенно западные) за мягкий, теплый звук. 6Н2П - чисто гитарная лампа, в домашнем аудио ее лучше не применять. Самый живой звук удалось получить именно с лампой 6Н9С. В мощной части усиления применены лампы 6П6С. Для оконечного каскада лампы выбирались из октальных 6ПЗС, 6ПЗС-Е, 6П44СМ, 6П6С, 6П31С. Именно тетроды, никакой триодной романтики. Лампа 6П6С выбрана как самая музыкальная. Данная подборка ламп позволила создать весьма чувствительный усилитель, который при громком воспроизведении музыки не забывает передавать ее тихие нюансы, что весьма ценно. При прослушивании была использована акустика сопротивлением 8 Ом и чувствительностью 91 дБ (Ultimate Stage TR36). С ней усилитель показал потрясающие результаты. Звуковая картина была панорамной, масштабной, не смотря на расстояние между колонками более трех метров. Особенно порадовал бас, даже не было необходимости накручивать его с помощью темброб-лока на источнике сигнала. Подобная аудиосистема вполне самодостаточна и без сабвуфера. Прослушивание тестовых композиций подтвердило это.


Фазоинверсный каскад (рис. 1), он же входной, осуществлен на обоих триодах лампы 6Н9С. Перед окончательным монтажом конструкции мною было опробованы два варианта фазоинверторов: вышеупомянутый, а так же фазоинвертор с расщепленной нагрузкой (рис. 2). Единственным достоинством последнего стала простота настройки, которая заключалась в подборе равных величин анодного и катодного сопротивлений. Балансный каскад сложнее, так как требует настройки не только по постоянному току (для установки рабочей точки на ВАХ), но и по переменному, то есть по величине переменного сигнала на сетке второго триода. Так же немаловажное преимущество балансного каскада -большее (по сравнению с каскадом с расщепленной нагрузкой) усиление. Хотя, как известно, каскад с расщепленной нагрузкой усиления не дает вообще. Однако на входной каскад и фазоинвертор изначально было предусмотрено только два триода в баллоне одной лампы. Поэтому выбор почти однозначно пал на балансный фазоинвертор. При конструировании и настройке фазоинвертора я пользовался источниками [1] и [2].

Вообще ламповые усилители 34 следует рассчитывать "с конца". То есть с выходного каскада. По величине напряжения смещения определяем напряжение раскачки, под это напряжение подбирается драйверный каскад, его лампа, которая выбирается, как правило, из нескольких разных типов по разным критериям. Некоторые из них: внутреннее сопротивление, форма ВАХ, форма баллона, эргономич-ность. Лампу следует отбирать оптимальной не только для данной схемы, но и для данного корпуса. Не удивляйтесь - по одежке встречают, усилители - в том числе. Схема усилителя приведена на рис. 3. Она двухкас-кадная с двухтактным оконечным каскадом. Так как оконечный каскад работает в классе А, то применено автоматическое смещение мощных ламп.



RC-цепочка в анодной нагрузке входных триодов установлена для улучшения работы усилителя. Немногие источники с описанием конструкций, в которых применена такая цепочка, приведены в [3] и [4]. Сопротивление резистора R определяется по формуле: R= Ra-0,12. Емкость конденсаторов СЗ и С4 определяется экспериментально при подаче на вход усилителя сигнала частотой 1000 Гц. Наблюдается прямоугольный сигнал на выходе каскада. Подбором емкости конденсатора СЗ (С4) добиваемся его наилучшей формы. Лампу 6Н9С стоит подбирать с одинаковыми параметрами обоих ее триодов, здесь это весьма принципиально. Однако для других ламп того же типа значение этой емкости будет уже другим. Конечно же, никто не собирается слушать прямоугольный сигнал, но применение подобной RC-цепочки лишний раз говорит о тщательности настройки каскада.

Лампа 6П6С работает (согласно даташиту [5]) в режиме:
Ua = 250 В;
la = 70 мА;
Uc1 =-15 В;
Uc2 = 250 В;
Ic2 = 5 мА;
Ра = 17,5 Вт;
Raa = 10 кОм;
Рвых = 10 Вт (класс А).


Перевод тетрода 6П6С с большим внутренним сопротивлением в триодный режим не улучшает положения - в таком случае выходная мощность даже в двухтактном варианте не превышает 4 Вт, что, несомненно, недостаточно для желаемого уровня громкости.

По рекомендации, приведенной в [6], в качестве нагрузки входного каскада применено составное сопротивление из двух параллельно соединенных резисторов. Помимо субъективных предпочтений такого способа организации нагрузки, данным способом еще выигрывается максимальная мощность, рассеиваемая на нагрузке.

В устройстве отсутствует регулятор громкости. После многих экспериментов с переменными резисторами, фирмы ALPS - в том числе, они не дали удовлетворительного результата: у некоторых при равном угле поворота ручки регулятора

была разная громкость в каналах усилителя, а большинство давали на звук ощутимое влияние. Поэтому было решено регулировать громкость с источника сигнала - и только тогда звучание стереосистемы стало безукоризненным.

Литература, ресурсы

Сайт Андрея Тимошенко - http://heavil.ru/

1.    Трошкин. Фазоинверторы. -CLASS А, 1997, апрель.
2.    Кушманов И. Фазоинверсные схемы в усилителях низкой частоты, "Радио", 1953, №4.
3.    Торрес А. Двухкаскадный од-нотактный на 6СЗЗС без обратных связей. - Радиохобби, №1/2006.
4.    Ранкин Г. Однотактный усилитель на лампе Г-807. - Вестник АРА, №2.
5.    http://www.istok2.com/scan/ 629_1.gif-6П6С.
6.    Торпкин М.В. Ламповый Hi-Fi усилитель своими руками. - Наука и техника, Спб, 2006, 272 с.



Источник: Радиолюбитель. 2010. №2 | Категория: Звукотехника | Добавлен: 23.04.2010 | Автор: Андрей Тимошенко W | Просмотров: 8751

Проверка тИЦ и PR
Яндекс.Метрика

РадиоГИД © 2010-2016 Обратная связь Сайты-партнеры
Бесплатный хостинг uCoz