Водителю иногда интересно знать, какое число оборотов
развивает двигатель автомашины. Определить это можно с
помощью
несложного электронного тахометра
(рис. 1),
измерительный прибор которого, градуированный в числах
оборотов, удобно расположить поблизости от рулевого
управления.
рис. 1
Основой тахометра является
управляемый
мультивибратор на транзисторах Т1, Т2. Он дает узкие
прямоугольные импульсы, длительностью около 0,5 мксек,
с
постоянной амплитудой. Постоянство амплитуды выходных
импульсов достигается стабилизацией питающего
мультивибратор
напряжения с помощью стабилитрона Д1.
Транзистор ТЗ, включенный по схеме эмиттерного
повторителя,
служит для согласования выходного сопротивления
мультивибратора с внутренним сопротивлением
измерительной
головки ИП. Индикатор дает показания при поступлении
на базу
транзистора ТЗ импульсов от мультивибратора. Так как
их
амплитуда и длительность постоянны, то показания
прибора прямо
пропорциональны частоте следования этих импульсов. Чем
они
чаще, тем больше показание прибора.
Управляющие мультивибратором импульсы подаются
на
конденсатор С3 и базу транзистора Т2. Их получают с
емкостного
датчика, выполненного в виде нескольких витков (5-10)
провода
ПЭЛШО 0,31 навитых на общий провод, подводящий питание
к
распределителю (рис. 2). Чтобы датчик не смещался по
проводу,
его начало и конец укрепляют липкой хлорвиниловой
изоляционной
лентой.
рис. 2
Калибровку прибора производят по схеме (рис. 3)
при помощи
генератора прямоугольных импульсов. Напряжение на
выходе
генератора устанавливают около двух вольт. При работе
тахометра он получает по 4, 6 или 8 импульсов (от
системы
зажигания) за один оборот вала двигателя, в
зависимости от
числа его цилиндров. Таким образом, число оборотов
будет равно
числу получаемых импульсов, деленному на число
цилиндров.
Например, если частота импульсов от 4-х цилиндрового
мотора
составляет 10 000 в минуту, то число его оборотов
составляет
10 000 : 4=2 500 об/мин.
рис. 3
Показания прибора могут быть неустойчивы или
неверны, если
с датчика оборотов подаются импульсы с чрезмерно
большой
амплитудой. В этом случае необходимо уменьшить число
витков
датчика.
Если нет возможности воспользоваться
измерительным
сигнал-генератором, то с достаточной для практики
точностью,
можно прокалибровать тахометр с помощью обычного
омметра. В
этом случае нужно подобрать суммарное сопротивление
резисторов
R7 и R8 согласно таблице.
Максимальное число оборотов |
4-х цилиндровый |
6-ти цилиндровый |
об/мин |
R7+R8, Ом |
R7+R8, Ом |
5 000 8 000 10 000 |
180 520 800 |
500 1200 1500 |
Конструкция прибора может быть любой. Проще всего монтажную
плату, несущую на себе основные элементы, прикрепить к
стрелочному прибору сзади, к его выводным зажимам.
Литература:
1. "Practical Wireless", 1972, февраль.
Примечание. В тахометре
можно
применить любые низкочастотные, маломощные
транзисторы,
например, МП40 и стабилитрон Д808 или Д809.
|
Категория: Автолюбителям | Добавлен: 10.03.2010
| Просмотров: 2318
|