Радиатор автомобиля должен содержать достаточное количество воды.
Если водитель своевременно не заметит значительного уменьшения воды в
радиаторе, то мотор перегреется.
Прибор для контроля уровня воды в радиаторе (см. схему), имеет то
преимущество, перед аналогичными устройствами, что при его использовании
не возникает электролиза, приводящего к постепенному разрушению стенок
радиатора. Применение кремниевых транзисторов делает прибор мало
чувствительным к значительным перепадам температуры. Основа прибора - мультивибратор с одним устойчивым состоянием на
транзисторах Т2 и Т3. Его нагрузкой служит сигнальная лампа Л7.
Транзистор Т4 способствует более четкой фиксации рабочего состояния
(открыт - закрыт) транзистора Т2.
Когда щуп в радиаторе погружен в воду, на базу транзистора Т1
поступает напряжение смещения и он открыт. При этом база и эмиттер
транзистора Т2 имеют одинаковый потенциал и этот транзистор будет
закрыт. В результате мультивибратор не работает, а сигнальная лампа Л1
обесточена. Диод Д1 защищает базу транзистора T2 от перенапряжений.
При понижении уровня воды в радиаторе, щуп оказывается в воздухе. В
результате этого транзистор Т1 закрывается, а Т2 открывается. Теперь
мультивибратор будет работать с частотой, определяемой постоянной
времени цепочки R4 С1 (около 2 гц). Сигнальная лампа Л1 будет вспыхивать
с той же частотой, привлекая внимание водителя.
Конденсатор С1 должен быть бумажным, так как при работе полярность
заряда на нем изменяется на обратную. Щуп изготовляют из нержавеющей
стали, а пробку для щупа из пластмассы с высокой температурой плавления.
Для этих целей можно применить нейлон, фторопласт или лавсан
В устройстве следует применять только кремниевые транзисторы и диоды.
Например, транзисторы Т1, Т2 можно взять типа МП116, T3 - КТ602 и Т4 -
КТ315 с любым буквенным индексом. Диод типа Д103 или Д106 с любым
буквенным индексом.
Источник: http://cxem.net/avto/electronics/4-59.php |
Категория: Автолюбителям | Добавлен: 10.03.2010
| Просмотров: 1692
|