К сожалению, во многих отечественных и импортных автомобилях отсутствует
один очень важный прибор — тахометр.
Предлагаю простой, но надежно работающий на моем автомобиле
"Форд-Эскорт" электронный тахометр. За основу взята схема,
опубликованная в [1]. Прибор имеет двухразрядный цифровой индикатор,
показывающий число тысяч и .сотен оборотов в минуту. Питается тахометр
от бортовой сети автомобиля и потребляет ток 0,45А. Принципиальная
электрическая схема прибора изображена на рисунке.
Тахометр состоит из узла управления на ИМС DD1 и элементов DD2.1, DD2.3,
DD2.4; двух генераторов на транзисторах VT1...VT4; входного
формирователя импульсов — триггера Шмитта VT5, DD2.2; счетчика импульсов
на ИМС DD3, DD4; промежуточной памяти на ИМС DD5, DD6; дешифратора на
ИМС DD7, DD8 и индикатора HI.
Работа узла управления подробно описана в [I]. Мультивибратор на VT1,
VT2 задает время измерения, а мультивибратор на VT3, VT4 определяет
рабочий цикл прибора. Входной формирователь и счетчик собраны по типовой
схеме и особенностей не имеют, поэтому сразу же начинают работать. В
схему тахометра введена промежуточная память на триггерах для исключения
мерцания цифр индикатора во время счета. Синхронизируются триггеры
К155ТМ5 сигналом с вывода 8 DD1, проходящим через конденсатор С4 и DD9.1
для получения нужной длительности и фазы. Время рабочего цикла
устанавливается подбором резистора R11, а время измерения — подбором
резистора R7.
Для обычного автомобильного четырехтактного четырехцилиндрового
двигателя применяется индуктивный датчик. Он представляет собой 50...70
витков провода ПЭЛ 1.0, намотанных виток к витку на высоковольтном
проводе, соединяющем распределитель зажигания с катушкой зажигания.
Один конец катушки датчика обязательно надо изолировать, а второй —
соединить со входом тахометра.
Частота импульсов зажигания и число оборотов двигателя связаны между
собой формулой: f=2n/60 где f — частота импульсов зажигания; n — число
оборотов в минуту вала двигателя.
Так, значению числа оборотов 3000 соответствует частота импульсов 100
Гц. Но так как индикатор тахометра должен показывать в это время 3.0, на
счетчик должно пройти только 30 импульсов из 100 в секунду. Поэтому
время измерения в этом случае устанавливается 0,3 с. Время рабочего
цикла должно быть в 10...20 раз больше (3...6 с).
Конструкция и детали. Двухразрядный цифровой индикатор болгарского
производства VQE24 можно заменить двумя отечественными — АЛС324Б или
АЛС342Б. Если заменить дешифраторы КР514ИД2 на К514ИД1, можно исключить
из схемы резисторы R13...R19, R21...R27 и применить индикаторы АЛС324А с
общим катодом. Все микросхемы серии 155 можно заменить на
соответствующие серий 133, 555, 1533. Транзисторы КТ315 можно заменить
на КТЗ 12, а КТ361 на КТ326. Диоды VD2, VD3 - - любые кремниевые: КД510,
КД521, КД509. Конденсаторы С1, С2, С6 — К53-1, К53-14; СЗ, С5 — К73-17;
остальные - КМ5, КМ6. ИМС стабилизатора напряжения DA1 —типа КР142ЕН5А,
можно заменить на КР142ЕН5В.
Все детали электронного тахометра, кроме R1 и цифрового индикатора,
размещены на двусторонней печатной плате размерами 60х115 мм. Плата
помещена в корпус из полистирола размером 65х145х35мм. DA1
устанавливается на небольшом ребристом радиаторе. На резисторе R1 падает
около 5 В, что существенно облегчает тепловой режим стабилизатора. Если
все детали исправны, то прибор сразу же начинает работать. Налаживание
заключается в следующем: на базу VT5 подается сигнал частотой 100 Гц, и
подбором R7 устанавливаются показания индикатора 3.0, что соответствует
3000 об/мин.
В заключение хочу отметить, что по этой схеме моими знакомыми собраны
несколько тахометров, отличающихся только конструктивно, и все они уже
несколько лет отлично работают на различных автомобилях.
Литература
1. Широков Б. Цифровой тахометр//Радио. - 1983. — N9. — С.28-29.
2. Бирюков С. Цифровые устройства на интегральных микросхемах. — М.:
Радио и связь, 1984.
Источник: http://cxem.net/avto/electronics/4-15.php |
Категория: Автолюбителям | Добавлен: 10.03.2010
| Просмотров: 2590
|