Довольно частые отказы электронного коммутатора 36.3734 в системе
зажигания снижают эксплуатационную надежность автомобилей ВАЗ-2108,
ВАЗ-2109. Для улучшения процесса поджигания горючей смеси в двигателе
этих автомобилей увеличен искровой промежуток в запальных свечах и
повышено выходное высоковольтное напряжение, развиваемое системой
зажигания. Из-за импульсных выбросов в цепи первичной обмотки катушки
зажигания, достигающих 400 В, имеют место случаи повреждения выходного
транзисторного ключа коммутатора. Кроме того, оказывается неисправной
микросхема. В результате ремонт коммутатора становится недоступным для
многих автолюбителей.
Описываемое ниже устройство предназначено для замены вышедшего из
строя коммутатора 36.3734. Оно может работать совместно с бесконтактным
датчиком-распределителем, установленным на двигателе указанных
автомобилей. При этом зазор запальных свечей следует уменьшить, что
снизит нагрузку на изоляцию свечей, высоковольтных проводников,
распределителя. Уменьшение искрового зазора компенсировано увеличением
энергии и длительности искрового разряда, причем зазор пробивается
дважды в течение одного цикла искрообразования.
За основу устройства взят блок, описанный в [1], в котором изменена
схема источника запускающих импульсов и введены элементы, обеспечивающие
работу блока от бесконтактного датчика 40.3706. Для проверки
работоспособности датчика, блока и запальных свеч, а также для
облегчения налаживания, введен имитатор датчика. Предусмотрена цепь
противоугонной блокировки.
Блок зажигания состоит из одновибратора (VT1, VT2), усилителя тока
(VT3), выходного ключа (VT4) и разрядного ключа (VS1). Разъем XI
соединяет блок с бортовой сетью автомобиля, катушкой зажигания Т2 и
датчиком (на схеме не показан). Обозначение контактов и проводников
такое же, как и у заменяемой системы зажигания [2]. SA1 — противоугонный
выключатель.
При повороте ключа в положение "Зажигание включено” через контакт 4
разъема Х1 к блоку поступает питание от бортовой сети. Напряжение на
бесконтактный датчик подведено через фильтр-стабилизатор R4C1VD1. В
источнике запускающих импульсов, выполненном по схеме одновибратора,
транзистор VT1 открыт, а VT2 закрыт. Время-задающий конденсатор С 4
заряжен через резисторы R8, R9 и эмиттерный переход транзистора VT1 до
напряжения, ограниченного стабилитроном VD3. Если сопротивление выходной
цепи датчика велико, то конденсатор СЗ цепи запуска одновибратора
заряжен через резисторы R1—R3 до напряжения на конденсаторе С1.
В момент искрообразования выходное сопротивление датчика резко
уменьшается, поэтому конденсатор СЗ разряжается по цепи: резистор R2 —
нормально замкнутые контакты кнопки SB1 — контакт 6 разъема — датчик —
контакт 3 — резистор R3. Отрицательный импульс с резистора R3 поступает на эмиттерный переход
транзистора VT1 через диод VD2 и закрывает его, а транзистор VT2
открывается. Конденсатор С4 перезаряжается через диод VD4 и резисторы
R10, R5, R6. Таким образом, одновибратор вырабатывает положительный
импульс длительностью 2,3...2,5 мс. Работа этого узла подробно описана в
[1].
Изменяя сопротивление цепи R5R6, можно в широких пределах
регулировать длительность импульса одновибратора и соответственно время
накопления энергии в катушке зажигания Т2. Резистор R10 ограничивает ток
в разрядной цепи времязадающего конденсатора С4. Введение резистора R9
уменьшает длительность импульса, формируемого одновибратором на высокой
частоте искрообразования. Это приводит к ограничению максимального тока,
потребляемого устройством, на уровне около 5 А (по остальным
характеристикам блок аналогичен описанному в [1]).
В том случае, если датчик находится в состоянии, при котором его
выходное сопротивление мало, блок формирует искру при каждом нажатии на
кнопку SB1 и каждом ее отпускании.
Замыкание контактов противоугонного выключателя SA1 вызовет
шунтирование стабилитрона VD3 цепью VD5R11. При этом длительность
импульса, сформированного одновибратором, уменьшится до 0,8 мс, что
вызовет резкое уменьшение энергии искры и нарушение пуска двигателя.
Чем меньше сопротивление резистора R11, тем слабее искра.
Устройство лучше всего собрать в корпусе от неисправного коммутатора
36.3734, который уже содержит разъем Х1. Если же выбран корпус другой
конструкции, то для подключения устройства необходимо использовать
штепсельный разъем ШР, причем проводники от контактов 1 и 4 должны иметь
сечение не менее 1,5 мм2 и минимальную длину. Для улучшения
охлаждения диод VD10 и транзистор VT4 крепят к корпусу устройства (диод —
через слюдяную прокладку). На корпусе также устанавливают имитатор
датчика—кнопку SB1.
Конденсатор С1 в блоке— К53-1А; С2, СЗ, С5—К10-7В; С4—К73-9 или
К73-17; С7 — К52-1. Резистор R5 — СПЗ-6а. Стабилитрон VD1 можно заменить
на любой другой с напряжением стабилизации 12...14 В, VD3—на КС168А.
Диоды КД522А можно заменить на КД521, Д223, Д220 с любым буквенным
индексом. Кнопка SB1 — КМ1-1, выключатель SA1—МТ1-1 или любой другой.
Намоточные характеристики разделительного трансформатора Т1 указаны в
[1]. Устройство не критично к параметрам магнитопровода и числу витков
этого трансформатора. Его можно заменить импульсным трансформатором
заводского изготовления, например, И-58, И-48, МИТ-3, МИТ-9. Обмотки
трансформатора должны быть подключены строго по схеме.
Катушка зажигания Т2 — Б114 с любым буквенным индексом,
предварительно переделанная так, как это описано в [1].
Налаживание проводят при одиночных запускающих импульсах от кнопки
SB1, как это описано в [1]. Следует помнить, что с увеличением частоты
искрообразования среднее значение напряжения на накопительном
конденсаторе С6 уменьшается, а максимальное остается близким к 100 В —
это не является признаком неисправности устройства.
Так как длительность искрового разряда достигает 4,8 мс, для более
полной передачи энергии на свечи зажигания и уменьшения обгорания
распределительной пластины на бегунке распределителя зажигания надо
удлинить ее рабочий конец. О том, как это сделать, можно прочитать в
[4]. Переделанный бегунок нормально работает и в исходной системе
зажигания.
Применяемая в устройстве катушка зажигания Б114 имеет высокое
сопротивление вторичной обмотки (около 20 кОм), поэтому
помехопо-давительный резистор на бегунке можно исключить, замкнув его
проволочной перемычкой диаметром 0,25... 0,4 мм.
Рекомендуемый искровой зазор в свечах зажигания — 0,5...0,6 мм. ЛИТЕРАТУРА
1. Беспалов В. Блок электронного зажигания.— Радио, 1987, № 1, с.
25—27.
2. Чепланов В., Пустельников О. Система зажигания ВАЗ-2108:
неисправности и их устранение.— За рулем, 1987, № 6, с. 28, 29.
3. Беспалов В. Наша консультация.— Радио, 1987, № 8, с. 62.
4. Синельников А. X. Электроника в автомобиле,— М.: Радио и связь,
1985; с. 32.
Источник: http://cxem.net/avto/electronics/4-54.php |
Категория: Автолюбителям | Добавлен: 11.03.2010
| Автор: В. БЕСПАЛОВ
| Просмотров: 4476
|