В настоящее время многие современные автомобили оснащают такой
полезной опцией, как подогрев зеркал заднего вида. При желании подобные
нагреватели можно установить практически на любой автомобиль самостоятельно,
благо в продаже они есть. К сожалению, какой-либо информации об устройствах управления
такими нагревателями производители не дают. О том, как решить проблему,
рассказывает автор этой статьи.
После приобретения пары необходимых
нагревателей я разработал, собрал и установил в свой автомобиль простой таймер
для управления ими. Время работы таймера (1...20 мин) может быть
запрограммировано пользователем. Имеется возможность программного включения
обогревателя при дистанционном запуске двигателя автомобиля, а также
блокирование работы нагревателя при напряжении в бортовой сети автомобиля ниже
12,5 В (о чем сигнализирует мигание светодиода).
Таймер (см. схему на рис. 1) выполнен на базе
недорогого восьмивыводного микроконтроллера PIC12F629, имеющего в своем составе
встроенный компаратор, который использован для контроля уровня напряжения
бортовой сети. Управляют таймером кнопкой SB1. Режимы его работы индицирует
светодиод HL1. Питаются таймер и нагреватели с контакта "30" замка
зажигания автомобиля (выводы 1—4 соединителя Х1). Напряжение питания
микроконтроллера DD1 стабилизировано микросхемой DA1. Микроконтроллер настроен
на работу с внутренним RC-генератором частотой 4 МГц. С учетом значения
калибровочной константы для внутреннего генератора временная погрешность при
отсчете таймером обогревателя двадцати минут при комнатной температуре не превышала
одной секунды.
Работа таймера начинается после поворота
ключа зажигания в положение "Зажигание", когда на устройство поступает
напряжение питания. Микроконтроллер сравнивает входное напряжение с делителя
напряжения R1R2 с программно заданным значением образцового напряжения 1,875 В
источника, встроенного в микроконтроллер. Если входное напряжение ниже
образцового, происходит блокирование работы таймера. Светодиод HL1 в этом
случае мигает с частотой 1 Гц. Если напряжение бортовой сети больше 12,5 В,
напряжение на входе CIN микроконтроллера превышает образцовое, светодиод HL1
выключен, устройство готово к работе.
При однократном нажатии на
кнопку SB1 через транзистор VT1 на обмотку реле К1 поступает рабочее напряжение.
Контакты К1.1 реле замы каются и подают на выводы 1, 2 соединителя Х1
напряжение для питания подключаемых к этим выводам нагревательных элементов,
установленных в корпусах зеркал заднего вида. Одновременно включается светодиод
HL1. Для выключения обогревателя достаточно еще раз нажать на кнопку. Время прогревания
по умолчанию равно 2 мин.
Если пользователь желает
установить другое время (в пределах 1...20 мин), необходимо сначала нажать на
кнопку SB1 (светодиод выключен) на время около 10 с и, когда светодиод начнет мигать
— всего три раза, кнопку отпустить. Последующие кратковременные нажатия на
кнопку SB1, пауза между которыми не должна превышать 5 с, будут записывать в
память EEPROM микроконтроллера необходимое число минут с шагом одно нажатие —
одна минута. Если после входа в режим программирования кнопку не нажимать или число
нажатий более 20, в память микроконтроллера будет занесено значение в 1 мин.
Через 5 с после последнего нажатия
светодиод HL1 мигнет три раза, подтверждая этим окончание записи и выход из
режима программирования. Если в автомобиле используется дистанционный запуск
двигателя, то пользователь может запустить функцию автоматического включения
обогревателя через 10 с после дистанционного запуска двигателя автомобиля. Для
этого необходимо при отключенном устройстве (зажигание выключено) нажать на кнопку
SB 1, после чего включить зажигание. Светодиод HL1 начнет мигать с частотой 1
Гц. Теперь можно вытащить ключ зажигания и поставить машину на охрану. После
отработки одной процедуры автоматического включения обогревателя указанная
функция обнуляется.
Устройство выполнено на печатной
плате из фольгированного гетинакса толщиной 1 мм. Чертеж платы показан на
рис. 2. Плата прикреплена в салоне автомобиля за одной из заглушек на приборной
панели. В заглушке надо просверлить отверстия для светодиода и кнопки. В
качестве соединителя Х1 в устройстве применена колодка с винтовыми зажимами
DG126-5.0-02Р-14. Реле К1 — BS-115C
фирмы Bestar. Возможна его замена на отечественное автомобильное, например 711.3747-02,
с корректировкой размеров и рисунка печатной платы. Кнопка SB1 — SPA-106, она
прикреплена к плате проволочным хомутом и для надежности вместе со светодиодом
HL1 приклеена эпоксидным клеем. Вид готового устройства показан на рис. 3.
От редакции. Исходный текст и коды программы для микроконтроллера
находятся на нашем FTP-сервере по адресу ftp://ftp.radio.ru/pub/2011/02/zerk.zip
Источник: Радио. №2. 2011 |
Категория: Автолюбителям | Добавлен: 04.04.2011
| Автор: В. СУРОВ
| Просмотров: 5755
|