с Предлагаемая вниманию читателей
конструкция представляет собой светодиодно-механический имитатор игры двух
мышат в настольный теннис. Эта игрушка может стать хорошим подарком. Внешний вид конструкции показан на рис. 1. Игрушечные
мышата поочередно "ударяют" ракетками по "мячу",
который с различной скоростью перемещается между ними по игровому полю. Устав,
мышата периодически отдыхают, а
через некоторое время возобновляют игру.
Схема
устройства показана на рис. 2. Переключение
светодиодов HL1—HL7 имитирует движение мяча, а реле К1,
К2 — механическое движение картонных фигурок игроков. Узел на микросхемах DD1—DD3 управляет их работой. На микросхеме
DD1 собран генератор импульсов, частоту
следования которых задают конденсатор С1 и резисторы R1, R2. Триггеры счетчика этой микросхемы
последовательно делят частоту импульсов генератора на два. В результате на
выходах 23, 24, 25 (соответствующие выводы 7,
5, 4) появляются импульсы, частоты следования которых относятся как 4:2:1,
именно они и задают скорость переключения светодиодов и, соответственно,
скорость движения мяча.
Мультиплексор
DD2 коммутирует эти импульсы, подавая их
поочередно на вход десятичного счетчика DD3, вследствие чего происходит смена
темпа игры. Перебор адресных кодов мультиплексора также осуществляет счетчик DD1 импульсами с выходов 2" и 213
(выводы 1 и 3). Кроме того, импульсы с выхода 212 (вывод 2) счетчика
DD1 через диод VD1 поступают на вход обнуления счетчика
DD3, блокируя тем самым его работу — так
формируются паузы во время игры. С каждым импульсом, приходящим на вход CN счетчика DD3, на его
выходах последовательно появляется высокий уровень. Когда высокий уровень
устанавливается на выходе 8 (вывод 9), через диод VD2 он поступает на вход R (вывод 15) счетчика DD3 и обнуляет его. Затем цикл повторяется.
Светодиоды HL1— HL7 расположены на плате так, что
"световой мяч" движется по замкнутой линии в виде "восьмерки",
проходя "над сеткой" дважды за один цикл. Светодиод HL7, символизирующий мяч над сеткой,
зажигается два раза, поскольку он подключен к двум выходам счетчика через
развязывающие диоды VD4,
VD5. Транзисторы VT1, VT2 коммутируют соответственно обмотки
реле К1 и К2. Когда транзистор открывается, через обмотку реле начинает
протекать ток, якорь, притягиваясь к магнитопроводу, заставляет фигурку
отклоняться, имитируя с характерным щелчком удар по мячу. Последовательно включенный стабилитрон VD3 понижает напряжение питания
микросхем до допустимого значения 15 В.
Устройство
собрано на трех платах из фольгированного с одной стороны стеклотекстолита
толщиной 1,5 мм. Индикатор смонтирован на двух платах (рис. 3, 4), соединенных
под прямым углом с помощью проволочных перемычек, которые впаивают в соответствующие
отверстия А, Б и В. К плате, на которой установлены светодиоды (см. рис. 3),
над резисторами приклеивают отрезок Т-образного профиля из пластмассы (см.
рис. 1), символизирующий теннисный стол с сеткой. Светодиоды должны быть
расположены на расстоянии примерно 20 мм от платы, их припаивают к плате на
всю длину выводов.
У реле РЭС9
(паспорт РС4.524.201 или исполнение РС4.529.029-01, сопротивление обмотки
450...550 Ом) снимают корпусы и удаляют контактные группы вместе с выводами.
Оставшимися выводами обмоток реле впаивают в плату (рис. 4). Из мягкой стальной
проволоки диаметром 0,6... 1 мм изготавливают держатели фигурок 3 (рис. 5), концы
которых изгибают в виде "змеек" 2 для лучшего скрепления элементов.
Подготовленные детали соединяют с
помощью клея "Момент" или "Монолит" согласно рис. 5. Высоту
фигурок 1 лучше выбрать в пределах 5...8 см, а зазор между якорем 4 и маг
нитопроводом 5 реле установить равным 0,7...1 мм. Большую часть элементов узла управления монтируют на
плате, чертеж которой показан на рис. 6. Платы индикатора соединяют с платой управления
жгутом из одиннадцати проводов. Питают устройство от двух батарей
"Крона", "Корунд" или их импортных аналогов, соединенных
последовательно. Импульсный потребляемый ток не превышает 40 мА.
Платы и
батареи питания закрепляют на основании, изготовленном из изоляционного
материала. Всю конструкцию помещают в корпус, представляющий собой прозрачный параллелепипед, который собран из
отрезков органического стекла, соединенных прозрачной липкой лентой — скотчем.
Одну из боковых стенок корпуса прикрепляют полоской скотча только в верхней
части — получается некоторое подобие дверцы. Внутреннее пространство корпуса
разделяют на две части перегородкой из цветной пластмассы (пластина синего
цвета на рис. 1), отгораживая платы индикатора. В этой перегородке необходимо
предусмотреть отверстие для соединительного жгута.
В устройстве
можно применить постоянные резисторы МЯТ, любые подстроенный резистор и
керамический конденсатор, транзисторы серии КТ315, диоды серий Д220, КД521,
КД522, светодиоды серии АЛ307 или их аналоги, в том числе и импортные. При
правильном монтаже и исправных деталях устройство начинает работать сразу. Подстроечным
резистором R1 устанавливают
желаемую скорость игры.
|
Категория: Радио-начинающим | Добавлен: 23.07.2010
| Автор: Д. Мамичев. Радио. 2009. №3.
| Просмотров: 1695
|