Эта забавная игрушка-сувенир
имитирует работу тира. Стрелок — мышонок — с завидным упорством ведет стрельбу
по подвижной мишени. Часто промахивается, но иногда посланная им световая пуля
попадает в мишень и тогда раздается звуковой сигнал...
Схема игрушки представлена на рис.
1. Устройство содержит три генератора прямоугольных импульсов с частотами
повторения примерно 6 (DA1) и 0,1 Гц (DA2, DA3), десятичный счетчик (DD1), формирователь
напряжения управления мишенью (DD2.1—DD2.3), сигнализатор попадания в цель (DD2.4,
НА1) и три индикатора: полета пули (све- тодиоды HL1— HL5), положения подвижной
мишени (миллиамперметр РА1) и поведения стрелка (реле К1). Генератор на
микросхеме DA1 задает темп стрельбы, на микросхеме DA2 — длительность пауз, на
DA3 — интервал времени, в течение которого возможно попадание в цель.
Совместная работа этих устройств управляет развитием сюжета.
При наличии на выходе (вывод 3)
микросхемы DA2 (а следовательно, и на соединенном с ним входе R счетчика DD1)
лог. 1 работа счетчика заблокирована, на его выходе 0 (вывод 3) — такой же
уровень, а на всех остальных — лог. 0. Выходные сигналы микросхем DA1 и DA3 на
работу устройства невлияют. Все индикаторы обесточены, в сюжете — пауза. Посмотрим
теперь, что произойдет, если на выходах микросхем DA2 и DA3 одновременно
установится уровень лог. 0. В этом случае счетчик разблокирован (на входе R —
лог. 0) и начинает считать тактовые импульсы, поступающие на его вход CN (вывод
14) с выхода генератора на DA1. В результате на выходах 0—9 DD1 последовательно
возникает уровень лог. 1. В момент его появления на выходе 1 (вывод 2)
мишень, закрепленная на стрелке миллиамперметра РА1, поднимается, остается в
этом положении некоторое время (пока высокий уровень присутствует на выходах 1
и , а затем (с появлением его
на выходе падает. Одновременно открывается транзистор VT1, срабатывает реле К1
(соединенная с его якорем фигурка мышонка дергается, имитируя отдачу ружья) и
вспыхивает светодиод HL1, имитируя выстрел. С появлением лог 1 на выходах 4—7
последовательно зажигаются светодиоды HL2—HL5, индицируя полет пули к мишени.
Однако, поскольку мишень к этому времени уже упала, попадания нет. Отсутствует
и звуковой сигнал попадания, так как на выходе элемента DD2.3 низкий уровень,
диод VD5 закрыт и на выходе DD2.4 присутствует уровень лог. 1. Так
разыгрывается сюжет промаха после выстрела. Далее цикл повторяется до тех
пор, пока низкий уровень на выходе микросхемы DA2 не сменится высоким, который
переведет счетчик DD1 в исходное состояние, и в развитии сюжета наступит пауза.
Если же до наступления паузы лог.
1 появится на выходе микросхемы DA3, картина изменится. Теперь при высоком
уровне на выходах 0 и 9 счетчика DD1, когда открыты диоды VD1 и VD4, на выходе
элемента DD2.1 будет присутствовать лог. О, на выходе DD2.2 — лог. 1, на
выходе DD2.3 — также лог. 0. Диод VD5 в этот момент закрыт и миллиамперметр
РА1 обесточен (мишень — в лежачем положении). При перемещении же лог. 1 по
всем остальным выходам счетчика диоды VD1 и VD4 закрыты, на выходе элемента DD2.3
поддерживается уровень лог. 1, а диод VD5 открыт и через миллиамперметр течет
ток, отклоняя его стрелку с мишенью в рабочее положение. Поэтому после вспышки
светодиода HL5, когда лог. 1 появляется на выходе 8, мишень еще поднята,
высокий уровень на выходе элемента DD2.4 сменяется низким и звукоизлучатель НА1
издает сигнал попадания пули в мишень. В следующем такте лог. 1 возникает на
выходе 9 и мишень падает, после чего цикл повторяется.
Питается игрушка от двух соединенных
последовательно батарей типоразмера 6F22 ("Крона") напряжением 9 В
каждая. Средний потребляемый ток — около 20 мА. Для понижения напряжения до
значения, максимально допустимого для микросхем серии К561 (15 В), применен
стабилитрон VD7. Диод VD6 защищает транзистор VT1 от противо- ЭДС, возникающей
в обмотке реле К1 в моменты его отпускания.
Большинство деталей игрушки монтируют
на печатной плате (рис. 2) из односторонне фольгированного стеклотекстолита.
Она рассчитана на применение резисторов МЯТ, керамических конденсаторов КМ
(С4—С6) и оксидных импортных, например, серии ТК фирмы Jamicon (остальные).
Светодио- ды HL1—HL5 (любого типа, достаточно ярко светящиеся при токе
4,5...5мА) устанавливают на печатной плате, чертеж которой показан на рис. 3.
Для крепления ее на основании игрушки используют гайки МЗ, навинченные на
резьбовые концы Г-образной стойки, согнутой из стального прутка диаметром 3
мм. Звукоизлучатель НА1 — пьезокерамический с встроенным генератором НРЕ1606А,
НРЕ272 (автор использовал аналогичное устройство от компьютера
"Роботрон").
Как упоминалось, фигурка мышонка-стрелка
приводится в движение (дергается в момент выстрела) механизмом
электромагнитного реле К1. Автор использовал РЭС9 с паспортом РС4.524.201 (по-новому
— исполнение РС4.529.029-01). Подойдут также реле этого типа с паспортами
РС4.524.200 (РС4.529.029-00), РС4.524.209 (РС4.529. 029-07), РС4.524.213
(РС4.529.029-09). Доработку для использования в игрушке выполняют в такой
последовательности. Вначале аккуратно небольшими пассатижами или бокорезами
развальцовывают и удаляют алюминиевый корпус. Затем вывинчивают винт крепления
к магнитной системе пластмассовой колодки с подвижными контактами и удаляют
ее, откусив проволочные стойки, к которым припаяны их выводы. Откусывают и
шесть выводов контактов реле с противоположной стороны пластмассового основания
(оставляют только выводы обмотки).
Держатель фигурки мышонка изготавливают
из мягкой стальной проволоки диаметром 0,8... 1 мм. Концы заготовки длиной
80...90 мм сгибают в виде змейки, оставшейся ровной части придают форму буквы
"Г' и приклеивают клеем "Момент" короткую часть к якорю реле, а
длинную — к фигурке мышонка высотой 50...80 мм, вырезанной из тонкого картона.
В собранном виде этот узел показан на рис. 4. На основании игрушки его
закрепляют гайкой, навинченной на резьбовую шпильку реле.
В качестве основы узла управления
мишенью используют механизм миллиамперметра магнитоэлектрической системы с
током полного отклонения стрелки 1...3мА. Часть его корпуса с защитным стеклом
и шкалу удаляют, а к стрелке приклеивают бумажную фигурку мишени (рис. 5). Для
того чтобы стрелка не отклонялась более чем на половину рабочего угла,
используют ограничитель, изготовленный из отрезка
тонкой проволоки. Один его конец
сгибают в виде колечка и фиксируют правым винтом крепления шкалы, а другой
изгибают таким образом, чтобы стрелка прибора упиралась в него при
отклонении примерно на половину рабочего угла. Для установки на основании
игрушки используют два уголка из листового алюминиевого сплава толщиной 1...
1,5 мм, закрепленных с помощью гаек на шпильках- выводах прибора.
Готовые узлы устанавливают на
общем основании (шасси) коробчатой формы, изготовленном из листовой
пластмассы (полистирол, органическое стекло, стеклотекстолит). Основную печатную
плату и батареи питания закрепляют в подвале шасси. Для придания конструкции
законченного вида используют бумажные декорации (рис. 6), а для лучшей
сохранности помещают в корпус, склеенный из прозрачного органического стекла. Собранное
из исправных деталей и без ошибок в монтаже устройство начинает работать сразу
после включения питания. Единственное, что может понадобиться, — это подбор
конденсаторов С1— СЗ для установки желаемого развития сюжета.
|
Категория: Радио-начинающим | Добавлен: 24.07.2010
| Автор: Д. МАМИЧЕВ. Радио. 2009. №5.
| Просмотров: 2730
|