Вход

   Звукотехника

   Источники питания

   Измерительная техника

   Автолюбителям

   Радио-начинающим

   Электроника в быту

   Радио и связь

   Примочки для ПК

   Шпионские штучки

   Микроконтроллеры

   Об Arduino

   Проекты на Arduino

   Учебники и статьи

   Софт для Arduino

   ЛИТЕРАТУРА

     Справочники

     Начинающим

     Книги

   СОФТ

     Полезный софт

   ЖУРНАЛЫ

     Радио

     Радиоаматор

   ДОКУМЕНТАЦИЯ

     Справочный листок

Главная » Статьи » СХЕМЫ » Звукотехника

Двухтактный ламповый усилитель в стиле Entry Level

Было поставлено конкретное задание: лампы с поучительным звуком для начинающих и чтобы недорого. Однотактных схем и без меня сочинено достаточно, но простота их кажущаяся. Впрочем, путешествуйте по Интернету, и вам многое откроется, а мы исследуем нестандартные пути.

Увас нет средств для инвестиций в собственный ламповый усилитель? Совсем нет? Но хоть на маршрутку до Митино и кое-какой невыразительный хлам наберётся? Тогда за дело. Сегодня мы обратимся к мостовой схеме на мощных стабилизаторных триодах 6Н13С.

Можно вести долгие теоретические споры о том, является ли SRPP двухтактной схемой с внутренней фазоинверсией или однотактной с динамической нагрузкой, но их пара в любом случае составит симпатичный мост с полезными для нас свойствами. Во-первых, его выходное сопротивление оказывается близко к внутреннему сопротивлению одного триода (в нашем случае порядка 500 Ом), а во-вторых, через нагрузку не течёт постоянный ток и не требуется отвода от средней точки. Благодаря этому выходной трансформатор существенно упрощается, габариты его невелики.

Нужно сказать, что подобная структура уже как-то предлагалась в журнале "Радио" году эдак, если не ошибаюсь, в 63-м прошлого столетия. Но там авторы, желая минимизировать конструкцию до предела, предложили непосредственное питание от электросети без трансформатора, что всё-таки опасно и на наших страницах не может быть рекомендовано, - в бюджет редакции не заложены выплаты компенсаций жертвам несчастных случаев. Но идея хорошая, и почему бы её не развить, отделив оконечный мост от сигнальной части и драйвера переходным трансформатором, который заодно выполнял бы роль фазоинвертора. Если изоляцию между его (а также выходного) первичной и вторичной обмотками выполнить по нормам трансформаторов силовых, то требования электробезопасности будут соблюдены, а схема сильно упростится.

Пора рассмотреть её поподробнее. Драйверный каскад выполнен на запараллеленных половинках лампы 6Н23П-ЕВ, что позволяет получить достаточное усиление при внутреннем сопротивлении порядка 1,2 кОм. Смещение автоматическое, но где же регулятор громкости? А зачем? Выходная мощность устройства не превышает 6 Вт, а согласовать чувствительность с конкретным CD можно, включив резистор последовательно с R1. Сомнительно, чтобы вам пришлось гасить сигнал более чем в два раза.

Схема выходного каскада настолько проста, что вряд ли требует пояснений. Его питание осуществляется, как уже было упомянуто, от сети при помощи простейшего однополупериодного выпрямителя VD1, C9, а VD2, C6, совместно с делителем и фильтром R11, R12, C7, C8 обеспечивают фиксированное сеточное смещение. R2, 3, 7, 8, 9, 10, 13, 14 предотвращают самовозбуждение на ультразвуке, которое может сильно испортить радость встречи с Hi-End'ом начального уровня.

Питание драйвера не рассматривается, - полагаю, желающие повторить схему смогут найти способ получить +300 вольт приемлемого качества с помощью подручных средств. Для накалов придётся изыскать что-нибудь достаточно мощное - каждая 6Н13С тянет 2,5 А тока. Мне кажется, было бы очень здорово выполнить каналы в виде моноблоков с раздельным питанием, это весьма благоприятно отозвалось бы на звуке. Кстати, указанную на схеме фазировку сети желательно соблюдать. В данном случае - не из соображений безопасности, а исходя из минимизации помех и заметного влияния на звук и стереобазу.

О деталях. Всё указано в таблице, а о том, что практически все конденсаторы (особенно С1, С5) влияют на звук, вы знаете не хуже меня. Их тип определяется вашими финансовыми возможностями и, надеюсь, зрелым сформировавшимся взглядом на то, что в конце концов должно получиться за вполне определённые деньги. Ёмкости С9 никогда не будет мало. Дело в том, что пульсации скомпенсированы, пока тихо. Голос, сила, тембр и динамика отплатят вам за повышенное внимание к фильтру выпрямителя.

О трансформаторах. Всё понятно, но мы должны построить нечто из ничего, а потому советую обратить внимание на выходники от хита магнитной записи конца 60-х "Днепр-14". Их, по-моему, было в употреблении столько, что исчезнуть в никуда полностью эта армада физически не могла даже за 30 лет. Полагаю, что есть немало мест, где останки данного монстра можно выкупить по цене, соизмеримой с бутылкой водки среднего качества, позаимствовав оттуда выходной трансформатор на железе Ш19х33 (вполне сойдёт и аналогичное изделие от "Симфонии" на Ш20х30). Из него мы делаем как межкаскадный, так и выходной трансформатор.

В первом случае первичная и каждая половина вторичной обмотки должна содержать по 1800 витков провода 0,1, уложенного виток к витку примерно в 11 слоёв. Не придумывайте хитрости с секционированием - жизнь показала (а вернее, один разломанный раритет третьего рейха), что наилучшие результаты даже в номинации крутого Hi-End'a выходят, когда сначала кладёшь половинку вторички, потом первичную, потом вторую половину. Всё. Для безопасности, которая упоминалась, картонная или бумажная изоляция между I и II должна составлять не менее 0,6 мм.

В выходном трансформаторе на том же железе для нагрузки, скажем, 8 Ом сделайте так: намотайте 63 витка проводом 0,5. Изоляция такая же, как и в межкаскадном, а затем 500 витков 0,27. Опять изоляция и снова 63 витка тем же проводом, что и вначале. Это будут две части вторичной обмотки, которые следует соединить параллельно (для 4 Ом нужно 45 витков 0,72), а первичная, естественно, между ними. Думаю, что не сложно и понятно без картинок.

Настройка? Подберите R4 так, чтобы на аноде VL1 было 150В, а R12 до одинаковых напряжений между анодом и катодом верхней и нижней половинок 6Н13С. Больше ничего не потребуется, кроме установки чувствительности. Впрочем, если так хочется, установите вместо R1 потенциометр соответствующего номинала. Осталось пожелать удачи и оптимизма на начальном уровне.

Детали

VL1 6Н23П-ЕВ
VL2,3 6Н13С
VD1,2 КД226Д
С1 100мФ х 6,3В
С2 0,1мФ
С3 100мФ х 400В
С4 0,22мФ
С5 2мФ х 250В
С6 100мФ х 400В
С7 100мФ х 100В
С8 0,22 мФ х 100 В
С9 не менее 1000 мФ х 350 В
R1 M10 1Вт
R2, 3, 9, 10, 13, 14 62R 0,5Вт
R4 K10 0,5Вт
R5 K51 1Вт
R6 5K1 10Вт
R7, 8 68K 1Вт
R11 12K 10Вт
R12 2K2* 2Вт
R13, 14 K47 10Вт




Источник: http://www.radiolаmp.ru/shem/unch/87/ | Категория: Звукотехника | Добавлен: 19.09.2010 | Автор: Александр Тарим Практика AV 2002 №2 | Просмотров: 3823

Проверка тИЦ и PR
Яндекс.Метрика

РадиоГИД © 2010-2016 Обратная связь Сайты-партнеры
Бесплатный хостинг uCoz