Вход

   Звукотехника

   Источники питания

   Измерительная техника

   Автолюбителям

   Радио-начинающим

   Электроника в быту

   Радио и связь

   Примочки для ПК

   Шпионские штучки

   Микроконтроллеры

   Об Arduino

   Проекты на Arduino

   Учебники и статьи

   Софт для Arduino

   ЛИТЕРАТУРА

     Справочники

     Начинающим

     Книги

   СОФТ

     Полезный софт

   ЖУРНАЛЫ

     Радио

     Радиоаматор

   ДОКУМЕНТАЦИЯ

     Справочный листок

Главная » Статьи » СХЕМЫ » Звукотехника

Ламповый усилитель TverLab SM5 SE

Разработчик усилителя : Михаил Смирнов.

Технический эксперт : Никита Трошкин.


Схема усилителя.

Комментарий разработчика.

Усилитель SM5 SE разработан и собран в лаборатории TVER LAB, которая занимается перспективными направлениями аудиоаппаратуры высокого качества. Появлению этого усилителя предшествовали 15 лет исследований в данной области, в процессе которых был накоплен достаточный опыт и сформирована идеология построения ламповых (и только ламповых) усилителей. В двух словах наше кредо может звучать следующим образом: простота конструкции и максимально возможное качество звучания за разумные деньги. Выбор схемотехники и элементной базы подчинен главной цели: усилитель должен выполнять роль "передатчика" музыки, а не звуковых эффектов, в связи с чем должен звучать по возможности естественно, чисто, тонально сбалансирование и музыкально, дабы удовлетворить вкусы самых взыскательных любителей музыки. Теперь кратко о конструктивных особенностях и технических показателях усилителя SM5 SE. Это - триоды прямого накала в качестве выходных ламп (6С4С) в наиболее благоприятном для них режиме, а также хорошо зарекомендовавшие себя октальные двойные триоды 6Н8С в предварительных каскадах; отсутствие общей отрицательной обратной связи, как и местных ООС (кроме первого каскада); запатентованные выходные трансформаторы большой массы с многосекционными обмотками и магнитопроводом ПЛ с калиброванным воздушным зазором; силовой трансформатор с малыми полями рассеяния и током холостого хода 23 мА; кенотронное выпрямление; полистирольные конденсаторы в сигнальных и катодных цепях, металло-пленочные и угольные резисторы; полистирольные конденсаторы и высококачественные дроссели в фильтрах питания; распайка проводами из чистой меди (Audio Note, XLO, Kimber Kable) с помощью серебросодержащего припоя (Audio Note); цельносварное шасси и колпаки из толстой (1,5 — 2 мм) магнитомягкой стали. Принципиальная схема усилителя приведена на рисунке. Следует отметить, что существует также версия данного усилителя с драйвером по схеме СРПП. Параметры: ток покоя выходных ламп 60 мА, приведенное сопротивление к первичной обмотке нагрузки выходных трансформаторов 2800 Ом, диапазон частот 12 Гц — 40 кГц (1 Вт, -3 ДБ), 20 Гц - 26 кГц (3 Вт, -3 дБ); мощность на пороге ограничения: 4,3 Вт (40 Гц), 4,8 Вт (1000 Гц), б Вт (16 кГц); выходное сопротивление 2,5 Ом; входное сопротивление 100 кОм.

Комментарий технического эксперта.

Волею судеб тема ламп семейства 2АЗ получила неожиданное продолжение, когда в Гала-салоне появился однотактный усилитель SM5 SE . После обстоятельного и придирчивого прослушивания этот "монстрик" не миновал и сеанса аудиоанатомии. Поскольку такой сеанс сознательно был отложен до полного завершения прослушивания, ознакомление со схемой и конструктивными особенностями аппарата не повлияли на мнение экспертов о его звучании. Итак, схемотехника классическая, среди особенностей хотелось бы отметить следующие. Каскады предварительного усиления с автосмещением, причем в первом каскаде отсутствует конденсатор, шунтирующий катодный резистор. Созданная таким образом неглубокая местная ООС, как правило, благоприятно сказывается на звуке, особенно в каскадах, работающих с сигналами относительно большого уровня (единицы - десятки вольт). Выходной каскад работает в режиме А1 (без сеточных токов) с автосмещением. Как известно, слабым местом автосмещения является необходимость применения конденсатора достаточно большой емкости, шунтирующего катодный резистор, причем качество этого конденсатора, особенно в однотактных схемах, оказывает сильнейшее влияние на звук Тем не менее во многих даже претендующих на High End усилителях можно встретить в этом месте схемы "экономически оправданный" электролит. К своему удовольствию на месте такого электролита в SM5 SE я обнаружил качественные пленочные конденсаторы. Электрический режим выходных каскадов практически точно соответствует рекомендуемому изготовителями ламп типовому режиму (см. Февральский номер Class A, стр. 27), поэтому можно предположить, что выходной сигнал относительно богат "сверхмузыкальной" второй гармоникой. Регулировочные элементы для индивидуальной подстройки режимов под каждый конкретный экземпляр лампы 6С4С отсутствуют (хотя, на мой взгляд, их наличие было бы не лишним). Анодное питание организовано весьма разумно: выпрямитель на кенотроне 5ЦЗС и входной конденсатор П-образных C-L-C фильтров общие для обоих каналов, а далее — раздельные по каждому каналу дроссели фильтров и выходные конденсаторы, а также отдельные для каждого каскада дополнительные фильтрующие КС цепочки. Разводка ответственных цепей питания и "земли" выполнена проводом Audio Note (медный акустический кабель). Накалы выходных ламп питаются от отдельных обмоток сетевого трансформатора через выпрямительные мосты с фильтрующими конденсаторами, "средняя точка" для катода каждой лампы сформирована с помощью двух резисторов по 43 Ом каждый. В свете изложенного в февральском номере журнала (стр.27) такое решение вряд ли можно признать рациональным, хотя при использовании вместо 6С4С 2АЗ или 2С4С оно было бы вполне оправданным. Выходные трансформаторы выполнены на массивных витых ленточных сердечниках типа ПЛМ и одним своим видом внушают уважение. Тем не менее, у меня сложилось впечатление, что "магнитный потенциал" сердечников используется не в полной мере. Выводы обмоток трансформатора соединены со схемой усилителя и с массивными латунными выходными зажимами проводом AN-D. Намеренно не указываю на обнаруженные конструктивные недостатки, поскольку мы знакомились с опытным образцом, и я уверен, что если дело дойдет до серийного выпуска в виде законченной конструкции или кита, эти недостатки будут устранены. В целом и звучание, и идеология построения усилителя произвели на меня приятное впечатление, несмотря на "скучную" традиционную схемотехнику. "Творческий потенциал" этого усилителя достаточно высок. Особенно хорошо, как мне кажется, он способен проявить себя в качестве СЧ-ВЧ звена в системе Bi-Amping, конечно же, с чувствительной акустикой (не ниже 92 — 93 дБ/Вт/м). Так что у Golden Tube и Cary Audio, кажется, появляется достойный конкурент отечественного происхождения в лице 5М5 5Е. Искренне поздравляю его разработчика с успехом и желаю продолжать в том же духе.

Прослушивание усилителя SM5 SE

происходило в Гала-салоне в течение недели. Тракт состоял из транспорта Audiomeca Mephisto, конверторов Audio Synthesis DAX 2 и Audiomeca Ambrosia, акустических систем UKD Opera Caruso, Homing Agathon и различных моделей Sonus Faber. Кабели: цифровые — Cogan Hall, Illuminati, Gala Cable, Apogee; межкомпонентные — Cogan Hall, Madrigal, Gala Cable; акустические — Gala Cable, Monster Cable, подключались способом Bi-Wiring. Как видите, система состояла из компонентов, каждый из которых как минимум в 2 — 3 раза дороже испытуемого усилителя, поэтому можно провести аналогию с разглядыванием под лупой. В заключительный день прослушивания был подключен проигрыватель виниловых дисков С.Е.С. с собственным тонармом, головкой звукоснимателя Audiovector и предусилитель-корректор Audio Sculpture. Чтобы не занимать много места, перечислю лишь некоторые из прослушанных записей, в основном, это были мои любимые произведения различных жанров: Undsey Cooper, Peter Hammill, Arvo Part, Альфред Шнитке, Procol Harum, Doors, Бэла Барток, Сергей Прокофьев, Andreas Vollenweider, David Sylvian, Сергей Калугин, "Аукцион", ДДТ, Scott Walker и тому подобное и тому совсем не подобное. В прослушивании также принимали участие консультант Гала-салона Сергей Чуринов и преподаватель радиоэлектроники МАИ Никита Трошкин, автор усилителя, описанного в мартовском номере Class А. Как известно, самое главное в системе — это сочетание усилителя и акустических систем. SM5 SE наилучшим образом сочетался с колонками UKD Opera Caruso. Журналом "Аудио-магазин" введен очень удачный, на мой взгляд, термин "гармонизация". Так вот, с акустическими системами Herning Agathon ее не было и плюс к этому усилитель не контролировал бас. Акустические же системы Sonus Faber являются слишком сложной нагрузкой даже для большинства гораздо более дорогих зарубежных усилителей. К сожалению, не было второго усилителя SM5 SE, тогда можно было бы попробовать включить их способом Bi-Amping, что, наверное, было бы лучшим сочетанием, поскольку проблем с гармонизацией при сочетании Sonus Faber с Тверским усилителем не наблюдалось. Следует, кстати, упомянуть, что Sonus Faber и Homing Agathon также были не по зубам усилителям Никиты Трошки-на и Audio Innovation First. В конце концов удалось собрать наиболее гармонизированный тракт: Audiomeca Mephisto, Audio Synthesis DAX 2, SM5 SE и UKD Opera Caruso. В качестве межблочного кабеля наилучшим образом себя проявил Cogan Hall ЕМ, а в качестве цифровых и акустических — Gala Cable. Особых жанровых пристрастий у усилителя в данной системе не наблюдалось. Пожалуй, чуть лучше ему удавались джаз и рок, небольшие проблемы были с очень сложным авангардом и большими симфоническими составами. Вообще, что касается больших составов, то мне пока не попадались однотактные усилители стоимостью до $4000, достойно справлявшиеся с ними. Я не беру в расчет однотакгники с тремя и более выходными лампами в параллель — им это по плечу, но у них свои проблемы, причем гораздо более серьезные, чем те, о которых здесь идет речь.

О тональном балансе.

Есть небольшие нарушения в области верхней середины, очевидно, связанные с неравномерностью АЧХ усилителя при работе в данной системе. Извечная проблема многих маломощных усилителей — бас. Здесь уместно сравнение с усилителями Никиты Трошкина и Audio Innovation First. Фактура баса лучше передается усилителем Audio Innovation, похуже — SM5 SE и еще хуже усилителем Трошкина. С большими порциями баса наилучшим образом справляется усилитель Трошкина, несколько хуже Тверской усилитель и еще хуже — Audio Innovation. Если учесть, что Audio Innovation First — это оконечник, который стоит $2800, а у усилителя Никиты Трошкина бас — это один из основных козырей, и SM5 SE в такой компании не потерялся, то это все говорит в пользу SM5 SE. Добрались, кажется, и до самого главного — музыкальности. Уже было отмечено, что усилитель справляется практически со всеми жанрами, что говорит о его музыкальных способностях. Чтобы убедиться в их наличии, я обычно ставлю любимые диски, наименее грамотно записанные с технической точки зрения. При недостатке музыкальности внимание обычно концентрируется именно на недостатках записи. Данный же усилитель, не скрывая огрехов записи, акцентировал внимание именно на музыке и позволял получать от нее удовольствие. Чтобы лишний раз убедиться в его музыкальных способностях, я проделал несложный эксперимент: пригласил на прослушивание женщину, не меломанку, но способную почувствовать интересную музыку и знающую о High End'e только в самых общих чертах. Вначале я продемонстрировал ей несколько интересных композиций самых лучших по качеству записи дисков, а потом не менее интересную музыку, но плохо записанную. Так вот музыка, близкая ей по духу, захватывала ее, несмотря на качество записи. Когда же музыка казалась ей неинтересной, она начинала листать журналы, разложенные на столе, хотя по моей просьбе отмечала, что и как звучит. Я описываю этот эксперимент вкратце, на самом деле он занял весь день, и я в течение восьми часов наблюдал за реакцией Юли. Но вернемся к Тверскому гостю. Сергей Чуринов отметил удивительную прозрачность усилителя, а также стабильность звуковой сцены. Действительно, у большинства маломощных одно-тактников при вступлении большого количества инструментов страдают кроме динамических еще и пространственные характеристики, а зачастую изменяется и тембральный баланс. У SM5 SE страдала только динамика. Это позволяет предположить, что при более легких акустических системах испытываемый усилитель справился бы с любыми составами. Также было отмечено Чуриновым, что нарушение тембрального баланса на одном из фрагментов симфонической музыки (виолончель с оркестром) несколько повлияло на связность произведения. Среди моих же любимых пластинок, как я уже отмечал, были проблемы только с очень сложными авангардными композициями, причем проблемы не технического, а музыкального характера (хотя все это, конечно, взаимосвязано). Так вот в сложнейших по содержанию фрагментах из произведений Шнитке и Пярта несколько нарушалась связность музыки, возникало ощущение хаотичного набора звуков. Это опять-таки характерно практически для всех ламповых усилителей до $2000, а о транзисторных и говорить не приходится. Конечно, все это справедливо только при использовании CD в качестве источника. Когда же в последний день я подключил виниловую вертушку с корректором, то несмотря на чуть ли не втрое меньшую стоимость источника, проблемы с передачей музыкального содержания отпади. Правда, появились проблемы с макродинамикой и детальностью, что, скорее, связано с тем, что сочетание "транспорт — цифровой кабель — конвертор" подбиралось долго и тщательно, в случае же с виниловым источником приходилось использовать то, что было под рукой.

В заключение хотелось бы порекомендовать аудиофилам и меломанам, нацеливающимся на бюджетный ламповый усилитель до $2000 зарубежного производства, сравнить наиболее понравившиеся из них с SM5 SE и только потом делать выводы. Тверской однотактник, несмотря на гораздо меньшую стоимость, заслуживает подобного сравнения.


| Категория: Звукотехника | Добавлен: 18.09.2010 | Автор: Г. Чикнаверов. Журнал CLASS A 1997 | Просмотров: 2325

Проверка тИЦ и PR
Яндекс.Метрика

РадиоГИД © 2010-2016 Обратная связь Сайты-партнеры
Бесплатный хостинг uCoz